www.chemso.ru - Картины художников Чемсо

     

Художник Виктор Чемсо Художники : Картины Виктора Муссовича Чемсо :

В таланте нет места стандартам

Считают, что для того чтобы подойти к пониманию творчества художника, надо увидеть его последние работы. На закате жизни Виктор Чемсо написал полотно «Христос в пустыне». Это было вполне закономерно для мастера, который вырос из рамок соцреализма, получил прививку от идеологического поп-арта и пришел к своему единственному пути творческой личности в искусстве.

купить картину "Христос в пустыне"70 лет в этом году исполнилось бы Виктору Муссовичу Чемсо. «Художник умный, но нерассудочный и не сухой», - сказал о нем на вечере, посвященном памяти мастера, в краевом музее изобразительного искусства заместитель министра культуры края В.Лыча гин. Невозможно было обвинить в рассудочности человека, который пошел работать в открывшееся художественное училище, где преподавателям платили гроши. Его сегодняшний директор Л.Пискунова с благодарностью вспоминает о том, что Виктор Муссович не только сам пришел учить студентов, но и привел за собой других талантливых художников. Вопреки идеологическим установкам Виктор Чемсо стал первым беспартийным председателем краевого Союза художников. И именно благодаря ему талантливая молодежь получила возможность выставлять свои работы на престижных выставках за пределами края. Его авторитет в среде людей искусства был непререкаем. Он остается таким и теперь. Говорят, что имя Чемсо открывает двери в мастерские художников не только Ставрополья, ведь его знали, уважали и любили в Карачаево-Черкесии, Ростове, Владикавказе.
Щедрый человек, он делился своим талантом с учениками, картинами - с друзьями. Он был немало озадачен, когда в начале 90-х в мастерскую стали захаживать бесцеремонные люди с тугими бумажниками, уверенные, что за деньги художник выполнит любой заказ...
В последние годы жизни Виктор Муссович обращался к библейским мотивам. Одной из последних завершенных работ стал его «Христос в пустыне». От этого холста веет человеческой теплотой, и даже кажется, что в воздухе разливается едва уловимый запах степных трав. Чемсо увидел Иисуса на фоне знакомого пейзажа с небом цвета Сенгилея и ковром слегка пожухшего летнего разнотравья.
Художник сложный, неоднозначный, чуждый привычных стандартов, Виктор Чемсо оставил для искусствоведов и просто ценителей живописи много загадок

Ольга МЕТЕЛКИНА.



Палитра Виктора Чемсо

Звонкую тишину залов краевого музея изобразительных искусств нарушил голос экскурсовода:
— Мы находимся на персональной выставке произведений известного в крае и за его пределами ставропольского художника Виктора Чемсо... И началось путешествие в прекрасное.
Любители живописи, завсегдатаи краевых, ВЫСТАВОК хорошо знают работы дтого мастера кисти. И выделяют их по четко обозначенной гражданской позиции автора, особому колористическому строю.
Он пишет в разных жанрах — на выставке представлены тематические картины, портреты, натюрморты — всего 114 работ. Конечно, это далеко не все, что создано художником за многие годы творческой деятельности. Некоторые картины, экспонировавшиеся на республиканских и всесоюзных выставках, «уехали» в разные города страны, «поселились» в местных музеях.
Гражданская позиция автора, прежде всего, проявляется в выборе тем. Он старается пропустить через сердце яркие события в биографии страны. Обращается к революции и образу вождя — В. И. Ленину, стремясь донести его гениальную мысль, простоту и человечность. И поиск, если судить по картине «В. И. Ленин», представленной на выставке, приводит к цели.
«Память.» — так можно назвать целый тематический цикл в творчестве Чемсо. Если о первых годах Советской власти он знает по документам, фильмам и книгам, то Великая Отечественная война, ворвавшаяся в его детство, оставила в сердце живую боль. Он помнит охваченную пожаром землю, отца, ушедшего на бой и не вернувшегося в родной дом. Долг перед своим и тысячами других отцов снова и снова возвращает его к военной теме. «Война народная», «Ледокол», «Памяти отца» — в каждой из этих картин, свое решение. Фигура падающего солдата («Памяти отца») словно символизирует всех павших на поле боя.
Обращаясь к нашим современникам, художник создает ряд выразительных, окрашенных лиризмом женских образов. Своих героинь он нашел во время многочисленных поездок по краю, особенно по степным овцеводческим районам. Просты, будто освещены внутренней красотой лица сельчанок на полотнах «Материнство», «Женщина в степи», выразителен образ юной помощницы овцеводов на картине «Дочь чабана». Очень выразителен колористический строй: желтовато-серые краски дают представление о неласковой степной природе и усиливают смысловую нагрузку.
Виктор Муссович первым из ставропольских художников представил свое творчество на взыскательный суд москвичей. В творчестве нет остановок — только вперед! У художника Чемсо немало интересных задумок, которые, верю, воплотятся в новых работах. Ведь прожито только полвека, все еще — впереди...

Н. ЕВТУШЕНКО.



В ЦЕНТРЕ-ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Виктор Муссович Чемсо родился в ауле Натырбово Адыгейской автономной области. Окончив Краснодарское художественное училище, вот уже более двадцати лет живет и работает в Ставрополе, где по праву входит в число лучших живописцев края. В октябре 1981 года в Москве, в выставочном зале Союза художников РСФСР, была организована персональная выставка его произведений. Нынешним летом с работами Чемсо знакомились жители Ставрополя. По много- численым просьбам горожан этот вернисаж проходил в течение трех месяцев — настолько захватывали людей его картины.
Чемсо — член правления краевого отделения Союза художников, преподаватель Ставропольского художественного училища. По стопам отца пошла и учившаяся у него дочь Алла, ныне тоже живописец. Сейчас отцовское мастерство постигает другая дочь — Мила, так что можно говорить уже о династии художников Чемсо.
Виктор Муссович часто бывает в Кабардино-Балкарии, где у него много друзей, живо интересуется успеха- ии своих коллег.
Одиннадцать картин члена зонального высгавкома В. М. Чемсо закуплены Государственным Русским музеем и Союзом художников СССР. Об особенностях творчества одного из ведущих живописцев Северного Кавказа рассказывает искусствовед из Ставрополя Светлана Ивановна Валуева:— В искусстве В. М. Чемсо выделяются большие тематические циклы гражданственного звучания: это произведения историко-революционной и военно-патриотической тем, работы, посвященные труженикам края.
В историко-революционную тему органично входит Лениниана художника: Одна из лучших работ этого цикла — «Портрет В. И. Ленина». Через точно найденную напряженную живопись Чемсо создает выразительный образ вождя, акцентируя внимание на его интеллектуальной собранности, воле. Новым произведением художника в историко-революционном цикле является своеобразное полотно «В Эрмитаже» (два варианта). В нем поднимается очень важная тема — приобщение простого человека к искусству, благодаря -революции открывшему перед ним свои величайшие шедевры.
В полотнах живописца всегда встает очень точный образ его земли. Невозможно представить, чтобы художник писал, например, горы или лес, потому, что его земля — это только степь. Близкая с детства, оставшаяся близкой в зрелости. В работах В. М. Чемсо Ставрополье предстает как удивительно своеобразный край. Напевный ритм перетекающих друг в друга холмов создает ощущение огромного пространства. Художник любит цвет степи, выжженной палящим солнцем. Он любит передавать в цвете, как все вибрирует, меняются очертания в мареве зноя.
И, конечно, художник не может не испытывать самых добрых чувств к жителям степи. Эти крепкие люди для него — истинные хозяева земли. В работах «Женщина в степи», «Теплый день», «Портрет чабана», «Портрет колхозницы», «Доярки», «Вечер на ферме», «Портрет хлебороба» и других мы чувствуем теплое и уважительное отношение к человеку-труженику.
Очень важной в цикле гражданственных произведений В. М. Чемсо является военно-патриотическая тема. Обращение к ней для него глубоко органично. Ведь поколение, к которому он принадлежит, почувствовало войну на себе: через трудности детства, потери близких. Широко известны такие монументальные полотна Чемсо, как «Война народная» и «Ледоход. Год 1943 -й». Эта тема поднимается и в новых его работах «Памяти отца», «Автопортрет в мастерской. Память». В этих произведениях художник, отталкиваясь от личных переживаний, говорит о нашем общем долге перед павшими на войне. Особенно сильное эмоциональное впечатление производит «Автопортрет в мастерской. Память». Его трагическое настроение создает построенный на глубоких контрастах цвет. Здесь доминирует красный: он говорит о яростной человеческой боли, о том, что в каждом человеческом сердце пламенем - цветком должна гореть память. Фигура художника у мольберта с начатым холстом, изображающим падающего солдата, исполнена такого внутреннего напряжения, словно он в этом красном цвете выплеснул горе и боль многих людей.
Тема человеческой памяти очень важна в искусстве В. М. Чемсо. Он считает, что память о прошлом народа, о дорогих людях — основа нашей нравственности. Поэтому такой глубокий духовный смысл несут его работы, посвященные близким ушедшим людям. В них нет душевного надрыва. Художник мудро говорит о сложности жизни. В полотнах «Дождь ушедшего детства», «Памяти друга», «Памяти Валерии», «Степной сон. Памяти В. Ф. Щебланова» главное — это вынесенное через боль потерь чувство благодарности ушедшим, за свет их духовности, навсегда согревшей жизнь.
Творчество В. М. Чемсо отличает интерес к выражению многообразия жизни, глубокое внимание к личности человека, сопереживающего со своим временем: его сложностью, красотой и незабвенностью народной памяти о прошлом.

в верх 1 2   


Мы разрешаем публиковать наши материалы на различных сайтах, в том числе на других языках, только при обязательном наличии активной гиперссылки на наш сайт www.chemso.ru как на источник, а также указании фамилии автора материала.

По вопросам приобретения картин Вы можете обращаться по телефону: 8-905-417-27-32, или писать на vamidid@yandex.ru.

Алла Чемсо
Валерия Орлова
Виктор Чемсо
Людмила Чемсо-Петросян


Статьи о художниках
     

www.chemso.ru - Картины художников Чемсо