Авторская живопись, картины

     

Художник Виктор Чемсо Художники : Картины Аллы Чемсо :

Алла Чемсо – художник из династии живописцев

Аллу Чемсо хорошо знают на Ставрополье. Она не только представляет одну из самых уважаемых в крае династий живописцев, но и является известным в регионе и за его пределами художником. Кроме того, педагог, до недавнего времени – директор Ставропольской детской художественной школы, ныне руководит художественным училищем, входит в оргкомитет и жюри краевого конкурса «Лучший учитель года в системе дополнительного образования детей. Детские художественные школы».
Её картины успешно экспонируются на крупнейших художественных выставках страны, вызывая неподдельный интерес зрителей, получая высокие оценки профессионалов.
Работы Аллы Чемсо вошли в каталоги ряда зональных выставок, отмечены Дипломом Российской академии художеств на Академической выставке «Юг России» (Санкт-Петербург, 2005). Творчество художницы вошло в ставшее хрестоматийным издание Всероссийской выставки «Русское искусство. XX век» (Москва, 2000).
– «Художник – это не профессия, а образ жизни, в котором следую принципам искренности и гармонии с окружающим миром», – эти слова как нельзя лучше выражают творческую и жизненную позицию Аллы Чемсо.
А вся ее жизнь с детства связана с искусством, с атмосферой творческой мастерской. Главным учителем стала особенная, благодатная среда: тонкая нюансная живопись Валерии Федоровны, мощная пластика кисти Виктора Муссовича, высокие духовные ориентиры, естественно, присутствовавшие дома и в мастерской родителей, а еще их многочисленные коллеги и друзья, приходившие в дом. В то же время Алла рано поняла: известная фамилия не поможет. Напротив, всегда ощущала ответственность за каждую свою работу, знала: с нее спрос сильнее, чем с других, скидки не будет. Избегая упреков в подражательстве, шла своим путем, ошибалась и находила, страдала от неудач и сомневалась в замыслах, радовалась успехам и лелеяла новые мечты…
Еще в период учебы в художественном училище наметилась тема, ставшая для Аллы Чемсо основной: ее волнует таинственный, глубокий, непостижимый мир творческой личности. Темой дипломной работы стала «В мастерской» (1977). С той поры художница обращается, как правило, к ненадуманным, внешне простым сюжетам. Именно это делает ее полотна особо искренними, и, несмотря на камерность форматов, композиционную плотность, в них – целый мир переживаний и чувств, многогранный и сложный. Здесь близкие люди – друзья и семья. Здесь интерьер дома-мастерской, где переплелись искусство и повседневность. Здесь предметы, ставшие неотъемлемой частью личности автора.
В восточной традиции есть замечательное обозначение необъяснимой словами сущности – «дао». Дао есть суть явлений, предметов. Им обладает все, что нас окружает, неважно, одушевленное или неодушевленное, природа или человек, предмет или событие. Художник изображает не форму и не внешность, он отображает дао вещей и явлений. Чем богаче дао самого художника, тем глубже и богаче мир сюжетов и картин. Чемсо относится именно к таким художникам, в ее творчестве удивительным образом гармонично и естественно сошлись Восток и Запад. Это органичный сплав классического наследия позднего Возрождения с его особой торжественностью и монументальностью образов, размытостью жанров, глубоким внутренним психологизмом и стремлением к универсализму с созерцательной мудростью Востока, его отгороженностью от внешнего мира, концентрацией на неявном эстетским отношением к фактуре и материалу, декоративизмом и цветовой орнаментикой. Классицистическая же манера заставляет вспомнить старых мастеров с их уважением к материальности предметного мира, аксессуарам, наполняющим бытие героя индивидуальным смыслом.
Художница избегает жанровой определенности. Перетекание жанров – прием, помогающий любой сюжет поднять до уровня тематической картины, даже если это всего лишь постановочный натюрморт. Допускаются временные смешения: в композицию вставляются реплики или даются точные повторения хрестоматийных работ («Автопортрет с Веласкесом», 2001). Часто используется мотив зеркала – интрига и магический парадокс интерьера, разрушающий границы времени и пространства. А вот стол (круг или овал) – праздничный (новогодний, пасхальный) или повседневно-обыденный – как вневременной символ, объединяющее начало. Удивительно, но художница почти не обращается к пейзажу, кажется, ее вовсе не интересует то, что происходит за стенами. Редкие примеры использования пейзажных мотивов («Ставрополю посвящается», 2002; работы 2007 года из серии «Пляж») – это тоже прием: тут пейзаж становится условной средой, фоном для жанровой картины, теплой атмосферой, окутывающей героев.
Обращение к библейским сюжетам и праздникам также естественно в творчестве Аллы Чемсо. Осторожно прикасаясь к сакральным темам, она очень личностно переживает ситуацию, вживается в сюжет. Чем, например, отличается таинство украшения новогодней ёлки от таинства пасхального кулича на столе («Рождество», 1998; «Пасха», 2005)? И то, и другое для автора – возможность деликатно-интимного общения со зрителем и познания собственного мира. Вообще каждое полотно А. Чемсо – это доверительный разговор и размышление одновременно.
Не только темы, но и живописная манера Чемсо становятся нитью, соединяющей сегодняшний мир с прошлым. Хотя письмо художницы далеко от гладкой лаковой манеры классиков. Ее мазок подчас по-мужски широкий и фактурный, подчас легкий, еле заметный, создает живую трепетную атмосферу света и цвета. Свет таков, как его понимали великие: свет равен цвету. Он эмоционален, светоносен, его пряный аромат окружает героев и пронизывает их существование. Плотная живопись, спокойный ритм, мерцающий колорит создают особую живописно-пластическую ткань. Иногда живописность сочетается или уступает место графике, и тогда гибкая линия или штрих формируют пространство. Но в любом случае это не просто авторская манера, узнаваемый почерк. Художница выработала стиль и свою орнаментику, свою линию в искусстве. И сегодня уже ей есть что передать своим ученикам, как когда-то – в мастерской отца и матери – она училась быть самой собой.


Ольга БЕНДЮК
в верх 1 2   


Мы разрешаем публиковать наши материалы на различных сайтах, в том числе на других языках, только при обязательном наличии активной гиперссылки на наш сайт www.chemso.ru как на источник, а также указании фамилии автора материала.

По вопросам приобретения картин Вы можете обращаться по телефону: 8-905-417-27-32, или писать на vamidid@yandex.ru.

Алла Чемсо
Валерия Орлова
Виктор Чемсо
Людмила Чемсо-Петросян


Статьи о художниках
     

Авторская живопись, картины